В Детской Академии Развития «Я САМ» группа «Вместе с мамой» организована для деток возраста от 8 месяцев до 3 лет — это тот возраст, когда мама и ребенок представляют собой единое целое. Именно в этом возрасте малыш желает делиться своими достижениями с самым близким человеком на Земле – мамой. Поэтому так важно и полезно проводить время вместе с ребенком, не спешить перепоручить его воспитателям на полный день, если ребенок сам к этому не готов.
Занятия в группе «Вместе с мамой» проходят в присутствии родителей в специально подготовленной среде. Все занятие сопровождает Монтессори-педагог, который дает презентацию материалов, отвечает на ваши вопросы и помогает вашему малышу.
Пропуском в мир развивающего Монтессори-материала служит умение ползать и вставать у опоры: если ваш ребенок уже освоил эти навыки, значит он готов к занятиям.
Концепция Марии Монтессори строится на том, что у ребенка есть несколько так называемых «сензитивных периодов» развития, в каждый из которых происходит усиленное развитие определенных навыков, талантов и способностей. Так, возраст от 0 до 3 лет считается сензитивным периодом для развития речи, навыков общения, навыков движений и действий, сенсорного развития. В этот период ребенок проявляет повышенный интерес к мелким предметам, организации предметов в пространстве.
На занятиях Монтессори-группы «Вместе с мамой» используются Монтессори-материалы, которые соответствуют возрастным потребностям детей и используются для развития:
- Крупной моторики (общей двигательной активности)
- Сенсорики
- Логики (понимания причинно-следственных связей)
- Мелкой моторики (мелкие движения, работа рук)
- Речи
- Изобразительной деятельности
- Внимания, мышления и памяти
В общей сложности занятие продолжается 1 час, и большую часть этого времени ребенок самостоятельно, но при ненавязчивой помощи мамы и Монтессори-педагога занимается тем, что в данный момент ему интереснее всего. Монтессори-подход не навязывает ребенку какие-то определенные занятия, он лишь предлагает возможности для самостоятельного выбора занятия и материала. Однако при всей свободе выбора вида деятельности существуют определенные правила, суть которых сводится к уважению к себе и ко всем присутствующим, которые дети этого возраста обычно с удовольствием выполняют, если они сформулированы в доброжелательном тоне. Например, если ребенок захочет взять материал, с которым уже работает другой малыш, ему благожелательно говорят: «Здесь уже работает Маша, давай выберем что-нибудь другое!» или вежливо спрашиваем Машу, не будет ли она против, если Паша поработает вместе с ней.
Также соблюдаются следующие правила:
- Материал не забываем, за собою убираем
- Если коврик на пути, коврик нужно обойти
- Мы разговариваем так тихо, чтоб сосед меня не слышал
- Мы умеем договариваться
- Мы друг другу не мешаем, если просят, помогаем
Эти правила распространяются на всех участников процесса, как малыша, так и родителя. Ведь в первую очередь дети копируют модель поведения родителей.
Занятие состоит из следующих этапов:
- Выбор вида деятельности
- Подготовка материала и рабочего места для ребенка и мамы
- Выполнение основных действий (упражнений, алгоритмов действий)
- Разбор ошибок
- Уборка рабочего места
- Активная зона/творческое пространство
- Музыкальные занятия
Посещая группу «Вместе с мамой», малыши получают первые навыки общения в детском коллективе в процессе совместных игр и развивающих занятий. Для мам – это возможность познакомиться с психологией раннего детского возраста, получить ответы на свои вопросы о воспитании и еще лучше узнать своего ребенка, обменяться опытом между собой.
Специально подготовленная среда класса способствует самостоятельности и активности ребенка: Монтессори-материал находится в свободном доступе на невысоких стеллажах и полочках.
Обычная мебель кажется ребенку гигантской, и он часто чувствует себя беспомощным и зависимым от взрослого. А в Монтессори-классе все окружение «на стороне ребенка» – и он уже чувствует себя хозяином своего положения в безопасной и доступной среде и легко может самостоятельно все увидеть, потрогать и попробовать.
Индивидуальные рабочие коврики, маленькие столы и стульчики, маленькие фартучки для занятий с водой и красками и многие другие «мелочи», подчеркивающие независимость ребенка, приучающие его к порядку, умению мыслить самостоятельно и творчески – это непременные атрибуты Монтессори-центра.