Игры на развитие чувства ритма

Каждый ребенок имеет музыкальные задатки, поэтому любого ребенка стоит учить музыке. Вместе с развитием музыкальных способностей у детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию, поскольку ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии, а мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями. Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма, а наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт. Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарные занятия с деревянными палочками, которые являются одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Упражнения и игры для развития чувства ритма, а в частности – ритмические игры с палочками, включает в свои музыкальные занятия музыкальный руководитель Ирина Вячеславовна Дубовик, поскольку это увлекательное и полезное занятие с детьми, которое развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Техническая легкость игры палочками, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.
В процессе такой игры у детей развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический. Также помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию стихотворные речевые упражнения с использованием «звучащих жестов». Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи (небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом) помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Игровые упражнения по формированию чувства ритма, особенно со стихотворным сопровождением, носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.